Travel Stories  |

Вверх по матушке по Эльбе (Часть 1. Из Карловых Вар в Дрезден)

Author:  Brodyaga.com         Date Added: 20.09.2008     Language: Russian

 


Продолжение  поездки (Часть 2. Саксонская Швейцария) >>



Карта маршрута от Карловых Вар до Дрездена

Вообще наш маршрут включал не только местные чешско-саксонские "Швейцарии". Мы пересекли границу в районе Божи-Дар/Обервейсенталь и ушли на Хемнитц - Лейпциг. Из Лейпцига проехали в Мейссен, Моритцбург, Дрезден и только потом попали в Саксонскую Швейцарию на Эльбе.

Два национальных парка находятся на Германской (Саксонской) и Чешской (Богемской) сторонах границы.
В сущноти это единый горный район, отделяющий Германию от Чехии, признанный сегодня заповедником в обеих странах. Главной достопримечательностью являются уникальные песчаниковые скальные образования в виде высоких столбов, игл и прочих скальных выходов на вершинах поросших лесом гор. Все эти необычные горные формы связывает воедино долина реки Эльбы (Лабы по-чешски). Эльба является единственной рекой, которая насквозь прорезает местный горный барьер. Долина Эльбы - соответственно самый удобный путь между странами. Главным городом этого пути на немецкой стороне является Дрезден. К несчастью, англо-американцы полностью уничтожили его во время Второй Мировой.То что сейчас мы можем здесь видеть является лишь жалкими остатками былого великолепия. Но даже останки Дрездена выглядят потрясающе. Интересно, что громадные соборы и башни города имеют точно такую же структуру и раскраску, как и окрестные скалы долины Эльбы: черные верхушки и бледно желтые нижние части, спрятанные от дождя. Башни Дрездена как бы продолжают естественные горные бастионы Эльбы. А наиболее потрясающей природной достопримечательностью долины несомненно являются скалы Бастеи, над городком Курорт Ратен. Это нужно обязательно увидеть. Кроме того, здесь расположена крепость Кенигштейн - крупнейшая крепость Германии, которая раскинулась на неприступной скале над рекой. Между Дрезденом и Грженско есть еще много достопримечательностей, как природных так и созданных руками человека.

С чешской стороны самый знаменитый пункт заповедника - городок Грженско, расположенный на самой границе и уникальная скальная арка Pravcicka Brana в 5км от него. Pravcicka Brana - крупнейшая естественная горная арка из тех что я видел. Помнится, она была задействована в качестве декораций в голивудском фильме "Хроники Нарнии".
Еще один красивый чешский пейзаж открывается в городе Дечин: громадная скала над Эльбой с белым замком на вершине и тонкой линией разноцветных домиков внизу.


Теперь подробнее о транспорте

Мы ездили в долину Эльбы из Карловых Вар. Проехать в "Швейцарию" не сложно и на поезде. Перевалочный пункт - чешский город Усти над Лабой. От него можно быстро попасть и в Дечин (Чехия), и в Дрезден (Германия).
Поезд КВ-Усти над Лабой: 160крон, 2 часа в дороге. 
Поезд Усти над Лабой - Бад Шандау (маршрут Прага-Берлин-Гамбург): 150крон, 36мин. Этот поезд останавливается также в Дечине и Дрездене. Периодичность рейсов примерно 1 поезд в 2 часа. Билет на вокзале Усти н.Л. покупается в отдельной международной кассе ( в зале, справа, за стеклянной дверью). 


Так выглядит немецкий автомат по продаже билетов и составлению маршрутов


Саксонский S-bahn (пригородная электричка Дрездена) стоит 1.8Euro за поездку в одной зоне в течение 1часа. Поезда ходят каждые полчаса. Есть дневные проездные по 4.5Евро за 1 зону. Крайний пункт S-bahn-a - станция Шона, напротив чешского Грженско. 

Южная часть карты зон саксонских железных дорог
Южная часть карты зон саксонских железных дорог (Нажмите для увеличения)


Карты зон и подробные расписания висят на каждой немецкой станции. Описания тарифов дублируются на английском.
Приграничная зона, в которой находится Бад Шандау включает также скалы Бастеи (станция Курорт Ратен), крепость Кенигштейн, пограничную Шону и заканчивается в Штат Велене. За 4,5Евро можно весь день кататься между этими пунктами.

По чешскому берегу железной дороги от Дечина до границы нет. То есть попасть из Дечина в Грженско можно только на автобусе с очень неудобным графиком. Получается, что для визита в чешское Грженско удобнее доехать до Bad Schandau, там на немецком S-bahn-e вернуться в Шону и переправиться через реку на немецком пароме в Грженско.

Мост через Эльбу есть только в Бад Шандау. Хотя он не особо удобен для пеших туристов - слишком далеко от цетра БШ. Ближайшие мосты находятся только в Пирне (около Дрездена) и в чешском Дечине. В Бад Шандау вокзал находится на противоположной от основного города стороне реки. Так что придется либо пару километров топать через мост, либо за 90 центов переправляться на пароме. 


Расписание парома Bad Shandau (Вокзал) - Bad Schandau


Для переправы на Эльбе организованы многочисленные паромчики. Стоят 0.7-0.9 Евро в одну сторону. Расписание варируется в зависимости от цивилизованности места. У немцев паромы ходят каждые 10-30 минут. Немецкий паром обслуживает также и переправу Шона-Грженско. Автомобильных паромов я вообще не встречал.


Расписание кораблика Бад Шандау - Грженско


Такие же кораблики регулярно плавают между немецкими поселками (а также Грженско). Маршрутов довольно много. Один из самых популярных Бад Шандау - Грженско стоит 7Евро в одну сторону, либо 9Евро туда-обратно.

 
Остановки круизных пароходов на Эльбе
Остановки круизных пароходов на Эльбе

Тарифная сетка пароходов на Эльбе
Тарифная сетка пароходов (Нажмите для увеличения)

Расписание пароходов на Эльбе
Расписание пароходов по Эльбе (Нажмите для увеличения)

Еще один речной транспорт - старинные колесные пароходы дрезденской компании. Эти большие корабли заходят практически во все интересные городки на Эльбе от Шмилки (пограничный немецкий пункт рядом с Грженско) до Мейсена. Расписание нерегулярное, поэтому его нужно узнать заранее, либо взяв буклетик на одной из пристаней, либо скачав с сайта компании www.saechsische-dampfschiffahrt.de . Например в Бад Шандау есть только 4 рейса из Дрездена в день. В Мейссен заходят вообще лишь 2 корабля в сутки. Большинство рейсов выполняется между Дрезденом и Кенигштейном. Расписание со всеми остановками и ценами есть в бесплатной брошюрке на пристанях. Для примера лишь скажу, что цена билета Bad Schandau - Koenigstein составляет 9.6Евро. По времени это занимает 45 минут (На электричке это минут 5-7). На всех кораблях есть ресторан.

В немецкой части местной "Швейцарии" вело-пешеходные дорожки обустроены по обоим берегам Эльбы. Можно смело гулять и кататься во всех направлениях. Когда устанешь - садишься на местную электричку и уезжаешь в свою гостиницу. Железная дорога идет вдоль берега Эльбы, станций много, комфортабельные электрички со специальными вагонами для велосипедистов ходят каждые полчаса.  Имеется множество туристических карт, разнообразные проездные, включая комби-тикеты для совмещения поезда и парохода. Пункты Turistic Information есть почти на каждой станции. Обьясняться с кассирщами не требуется - все билеты продаются автоматами.

В чешской части, как обычно, все гораздо сложнее и вело-пешеходные дорожки вдоль Эльбы есть далеко не везде. Поезда и автобусы имеют очень запутанные расписания, ходят редко и совершенно не приспособлены для туристов. Поэтому к вело-пешеходным маршрутам по Чехии нужно готовиться гораздо серьезней, заранее запасаться расписаниями транспорта, подробными картами пути и всей прочей информацией. Билеты придется покупать в кассах, где кассирши кроме чешского языка ничего не знают, а информацию о расписаниях поездов только в случае большой симпатии к вам напишут на бумажке. Распечатки мне ни разу не удалось получить. Пункты Turistic Information в чешских городах либо отсутствуют, либо так запрятаны, что их поиск выливается в отдельное приключение. Автоматы по продаже билетов отсутствуют как класс. Названия остановок не объявляются, а на самих остановках написаны таким мелким шрифтом что прочитать их например из окна автобуса не представляется возможным. В темноте названия не подсвечиваются, так что ориентироваться ночью крайне сложно. Про чешские расписания, что поездов, что автобусов я уже не раз писал - это маленькие разноцветные листочки хаотично наклеенные где попало и частично оборванные.

 


Bozi Dar

Klinovec
Фото: bozidar.cz

Наш маршрут начинался на автомобиле из Карловых Вар. Учитывая отсутствие процедур в выходные дни, мы арендовали машину на субботу-воскресенье-понедельник. В понедельник вечером двое моих попутчиков должны были вернуться в Карловы Вары на лечение, а я еще на 2 ночи оставался на Эльбе. 
От КВ мы рано утром быстро доехали до границы в районе деревни Божий Дар и остановились чтобы посмотреть немецкий пограничный город Kurort Oberwiesenthal. Это 30 километров от КВ.

 

Bozi Dar
Фото: bozidar.cz

Чешский Божий Дар - малюсенькое поселение из десятка домов в стороне от основной трассы. Знаменит только своим горнолыжным курортом, тесно связанным с точно таким же курортом Oberwiesenthal на германской стороне. После Божьего Дара километра два идёт длинный спуск мимо заброшенных пограничных пунктов в Германию.

 


Kurort Oberwiesenthal

Kurort Oberwiesenthal

Kurort Oberwiesenthal - небольшой городок на вершине горы. Ничего особо примечательного в нем нет, разве только шикарные виды на окрестности - огромные, зеленые склоны, кое-где поросшие лесами. Громадные ветряки и телебашня торчат над горами.

 

Kurort Oberwiesenthal

Здесь же находятся лыжные подьемники. Склоны местных гор длинные и пологие. Сам городок - чистенький, аккуратный. Есть несколько магазинов, в том числе спортивной направленности. Но более всего нас порадовал первый LIDL. После скупого выбора в карловарских продуктовых магазинах, немецкий Лидл казался раем.

До следующего пункта - Лейпцига добирались очень долго по узким деревенским дорогам. Автобанов в этом направлении нет, деревни стоят одна на другой, поэтому средняя скорость получается порядка 50, а то и 30 кмч. Ехать около 140 км.

 

 


Annaberg-Buchholz

Annaberg-Buchholz
Фото: Franzfoto

Сперва проскочили "двойной" город Annaberg-Buchholz. По какой-то непостижимой немецкой привычке объединять разные слова в одно гигантскае и нечитаемое, в 1945 году два старинных города слились в единое целое. История Аннаберга является точной копией богемского Яхимова, расположенного в 30км по ту сторону Рудных гор. Оба расцвели и обогатились в 16 веке на добыче серебра. Оба стали крупнейшими городами своих государств. А когда серебро иссякло, оба превратились в захолустные городки. Но судьба оказалась более милостива к саксонской "Столице Рудных гор". В отличие от полуживого Яхимова с одной проезжей улицей, немецкий город сохранил свой живописный вид, промышленность и активную городскую жизнь.
Пётр Первый, посетивший Аннаберг, привёз оттуда немецкий учебник "Порядок горного дела" и заодно позаимствовал целую кучу горных терминов, которые затем вошли в русский язык. Думаю, что и немецкие горные мастера на Урале XVIII века в большей части прибыли из тех мест.
Ещё один примечательный факт об Аннаберге - во второй половине XVI века в город начали стягиваться бельгийские кружевные мастера, теснимые на родине испанским герцогом. Ну а аннабергские правители наоборот их сзывали. В результате в Аннаберге, а затем и в других местах Германии появилась кружевная промышленность.

 

annabergite

На снимке показан минерал аннабергит, впервые найденный в местных рудниках и названный в честь города. Очень красивый символ.

 

annabergite

Дорожные пейзажи после Аннаберга. Окрестности деревни Schönfeld на трассе B95.

 


Chemnitz

Chemnitz
Фото: Rolf 41

Далее движемся ещё 35км до Хемница (Chemnitz). Звучит, как Каменица на языке коренного населения этих мест - лужецких сербов. После завоевания западно-славянских княжеств, немцы в XII веке основали свой город на месте славянской крепости. В отличие от ближайших горных городков, Кемнитц сразу развивался, как ремесленный, а затем и машиностроительный центр, один из самых мощных и знаменитых в Германии.

 

Karl-Marx-Monument in Chemnitz
Фото: pixel-liebe

Во времена ГДР город переименовали в Karl-Marx-Stadt. Сейчас его украшает гигантская, семиметровая голова Карла Маркса работы советского скульптора Льва Кербеля. Жутковатый монумент. Говорят, что это второй по величине памятник голове после головы Ленина в Улан-Удэ...

 


Лейпциг (Leipzig)

Leipzig

В Лейпциге мы наконец-то бросили машину и погуляли по центру. Город, прямо скажем, не потряс. Тем более, что мы проехались по его окраинам в поисках "Мест боевой славы" моего отца, который служил здесь 40 лет назад и даже принял участие в событиях 1968-ого года. Их часть прошла в 68-ом примерно по тем же дорогам, по которым мы прибыли в Лейпциг сегодня. Тогда наши войска прикрыли границу ЧССР-ФРГ где-то в районе Хеба, так как всерьез опасались вторжения НАТО через брошенную чешскими частями границу.

 

Markranstadt

 
А осенью 2008-ого мы блуждали по задворкам Лейпцига, разыскивая знакомые места. Городок Markranstädt под Лейпцигом, где стояла отцовская воинская часть, оказался вполне приятным - старинные домики, собор на главной площади, аккуратные улочки.

 

Markranstadt

Но Советского военного городка уже давно не существовало. Сплошное поле. Отец ориентировался только по перекрёсткам дорог.

Затем, сразу за озером Kulkwitzer See начались окраины Лейпцига, застроенные громадными домами в типичном социалистическом стиле и узкие давно не ремонтированные дороги, забитые транспортом. Потом довоенные окраины Лейпцига, каким-то чудом не разбомбленные англосаксами, но сильно загаженные в послевоенное время самими немцами. Центр города умещается в круге диаметром 1 километр и ограничен кольцевой линией. На севере к нему примыкает огромный вокзал.

 

Leipzig

На юге - самое примечательное здание Лейпцига - Новая Ратуша. Новая Ратуша просто просится на открытку, такого оригинального и богато украшенного комплекса зданий с великолепной башней я не ожидал здесь увидеть.

 

Leipzig

Сохранилось, либо было восстановлено еще несколько крупных домов в центре. Среди них - большой собор и Старая Ратуша - здание больше напоминающее торговые ряды. Все остальное - как раз и есть те самые торговые ряды. У Лейпцига видимо в генах заложена торговая направленность - весь центр забит большими магазинами, либо пустырями и стройками новых магазинов. Магазины стоят так плотно, что кажется ты и не выходишь из одного огромного, сверкающего торгового зала. Общая атмосфера в этих кварталах мне понравилась - большие современные стеклянные центры смягчаются уютной, старинной отделкой залов и переходов. То тут, то там набредаешь на какие-то дегустации или мини-концерты. Народу много, но толпа не такая жуткая и давящая, как например в центре Мюнхена.

 

Leipzig


Выскакивая из торговых рядов на улицу периодически поражаешься совершенно неуместным пустырям и громадными, безликими ГДР-овскими пятиэтажками, которые находятся тут же, между старинных домов и современых торговых центров. Пятиэтажки старательно прикрываются заборами со стороны самых оживленных мест, но всё таки их не спрячешь. 
Центр Лейпцига - такая мешанина былой роскоши, былой убогости и стекляшечной торговой современности.
Надо сказать, что немцы постепенно сносят пятиэтажки, о чем свидетельствуют фотографии на заборах строек. Но вот чего они больше строят на освобожденном  месте - магазинов или восстановленной старой застройки - непонятно.

 



Мейссен (Meissen)

Мейссен (Meissen)

Из Лейпцига мы сделали 100-километровый бросок на Эльбу, в городок Мейссен, где за 75 Евриков забронировали гостиницу на троих. Дорога в основном проходит по автобану A14, поэтому добрались быстро. Наш маленький отель располагался в паре километров от центра, но зато на берегу туманной Эльбы.

 

Мейссен (Meissen)


Мейссен знаменит своим великолепным замковым комплексом над рекой и полностью сохранившимся средневековым городком, спускающимся с замковского холма. Прибыли мы поздним субботним вечером и полазить по замку мне к сожалению не удалось. Зато получились отличные ночные фотографии и их утренние, солнечные собратья. Утром, солнце осветило замок со стороны реки во всей его красе.

 

Мейссен (Meissen)


Вечерний Мейссен очень понравился запутанными старинными улочками с красивыми домами, вкусным, не дорогим ужином на людной площади, залитой светом фонарей, а также шумным праздником с выступлением каких-то музыкантов. На десерт нам устроили показ мод в исполнении местных "моделей". Модельки радовались как дети, а собравшиеся на площади аборигены их восторженно приветствовали. Из-за праздника ночной городок был полон людей и света, а все окрестные лавки не закрывались часов до 10-ти вечера.

 

Мейссен (Meissen)

Забыл отметить, что Мейссен считается столицей немецкого фарфора. Именно здесь придворный алхимик разгадал когда-то секрет изготовления будущего "белого золота саксонцев". И отсюда саксонский (читай европейский) фарфор начал свое распространение. 
В субботу вечером, кроме одной дорогущей витрины в центре, мы фарфоровых магазинчиков не нашли, а утром все было закрыто и мы потихоньку уехали из спящего сказочного городка.

Но перед этим мы все-таки заглянули на блошиный рынок под мейссенским мостом со старыми радиолами, древними компьютерами и прочим, казалось бы никому не нужным хламом  :)

 


Моритцбург (Moritzburg)

Moritzburg


"Охотничий домик" саксонского короля. Пишу в кавычках, так как по размерам этот домик мало уступает своему прославленному собрату - "охотничьему" замку Шамбор во Франции. Расположено саксонское островное чудо всего в 20км от Мейссена. Примерно столько же отделяет Моритцбург от Дрездена. Вообще, 60-ти километровая долина Эльбы от Мейссена до Грженско так плотно насыщена всевозможными достопримечательностями, что нужно недели 3-4 чтобы все обьехать.

 

Moritzburg

Моритцбург был построен на острове, в центре одного из озер в окрестностях Дрездена. Озер здесь много - настоящая водная страна. Самый великолепный вид на замок открывается конечно с воздуха. Только так можно увидеть всю идельную геометрию замка, мостов и парков. Но наша машинка летать не умела и мы поехали обычным путем. Доехать до замка не дала полиция, перекрыв дорогу километрах в 3-х от цели. Нас согнали на лесную грунтовую дорожку, где из чащи неожиданно выскочил парковщик и заставил нас купить какой-то талончик для проезда по лесу! Наш Ситроен был явно не приспособлен для езды по тракторной колее, но все-таки продрался через лес и кукурузное поле к деревне, где еще один парковщик опять отогнал нас от замка, заставив приткнуться в каком-то деревенском тупике.

Все эти шараханья потом обьяснились намечавшимися в Моритцбурге конными скачками. Часа через два и деревню и окрестные поля просто затопило гиганским потоком автомобилей. Нам удалось выехать только благодаря стараниям все тех же полицаев. Они рассчищали нам дорогу на протяжении нескольких сот метров. Видимо мы были единственными идиотами которые ехали в тот воскресеный полдень из Моритцбурга в Дрезден. Все остальные люди ехали в Моритцбург.

 

Moritzburg

Моритцбург оставил самые приятные впечатления. Конечно в первую очередь благодаря празднику, на который мы попали! Толпы людей, ярмарка, музыка, пиво, свиные колена и сосиски во всевозможных палатках. Умеют немцы праздновать! И любят это делать - куда ни приезжаешь в субботу-воскресенье обязательно какой-нибудь "фест" застанешь :)

Что еще прикололо в Моритцбурге - так это "Мюнхаузены", статуи кавалеров XVIII века в нелепых костюмах и треуголках расставленные по периметру замка. Какие-то они не серьезные, бутафорские, так же как и многочисленные ангелочки между ними. 
Рядом с Мюнхаузенами и тур-группами по дорожкам замка важно вышагивают многочисленные стаи гусей. Они не особо обращают внимание на людей - видимо тоже прилетели на экскурсию. Чем-то этот замок их притягивает, как того червячка, который собрался "с мужиками на рыбалку".

 


Дрезден (Dresden)

Dresden

Длина "памятника архитектуры охраняемого ЮНЕСКО" составляет около километра вдоль набережной Эльбы. Ширина - метров 500 вглубь. Все остальное - ужасный серый город времен социализма.

 

Dresden

Но если в Лейпциге древности  и хрущовки замешаны в одну кучу, то в Дрездене старина настолько сконцентрирована в одной точке, что напоминает  россыпь сверкающих кристаллов, выросшую на пустой горной породе.

 

Dresden

Этот драгоценный километр Дрездена просто перенасыщен шикарными и грандиозными зданиями и башнями. Зелень маленьких парков и скульптура, вертикальные переходы и арки тянут исследовать город и с интересом заглядывать за каждый угол - а вдруг там прячется нечто еще более невероятное?

 

Dresden

Рассказывать тут особо нечего - надо приезжать и смотреть своими глазами, топтать своими ногами. Город удовлетворит и фанатов музеев, и праздно шатающуюся публику, и шопоголичек, и бродяг вроде меня.


Продолжение  поездки (Часть 2. Саксонская Швейцария) >>


 

Arkadiy Istomin
www.brodyaga.com
2008-2017

 


 

Анна   05.03.2012
Мы в Дрездене осмотрели весь исторический центр и если удалиться от него на определенное расстояние, то город теряет свою привлекательность, но центр хорош,а галерея Старых Мастеров просто замечательная,нам бы такую ауру и температурный режим для картин. Спасибо за Ваш фоторепортаж и изумительный рассказ, читать и смотреть- истинное удовольствие.


Мария   20.06.2010
спасибо за рассказ с фотографиями. Он помог в определении маршрута по Германии.

Аркадий Ваш тезка, он же - Spirt   30.09.2008
Виноват не переключил регистр...
С благодарностью за прогулку!
)))


Name:


Type your comment here:




  

New Windows Desktop. Free downloads!

Customize your Windows Desktop!

Talisman Desktop - replaces the standard Windows Desktop through the creation of a new interface of any complexity. Talisman is capable of making your computer unique and completely responsive to your needs as a user. Hundreds of free Talisman themes are available for downloading!

  

© Copyright 2005- 2017  Brodyaga.com  Contacts . All photos,wallpapers,texts,maps are free for a personal use only. For a public professional or commercial use please contact Authors directly.