Travel Stories  |

. . ( 2: vs )

Author:  Natalia Berezina         Date Added: 09.12.2013     Language: Russian

 

Italy

Пожалуй, акценты в путешествии за нас расставляют обстоятельства. Случайно услышанная музыка, луч солнца, падающий через готический витраж, взгляд кошки на подоконнике, вкусная еда, съеденная в нужный момент Они, в конечном итоге, окажут большее влияние на ваши воспоминания, чем количество прочитанных путеводителей и галочек в списке mustsee.

Думала, поругаться мне или промолчать. Всё равно никто не поверит, что Флоренция не всегда прекрасна. Итальянские стереотипы очень прочны. Но всё же выскажусь мнения должны быть разные. Для объективности.

Флоренция и Болонья. Не вполне корректно сравнивать эти города, принадлежащие разным мирам Италии, но у нас знакомство с ними совпало по времени, по ожидаемости впечатлений, по готовности смотреть и чувствовать. Поэтому сравнение напрашивается само собой. Я сравниваю не объём художественных ценностей (этого везде достаточно), не красоту (это дело вкуса), а возможность проникнуться духом, атмосферой данного места.

Сразу начну с цитаты любимого Павла Муратова. Очень мне нравится его видение Италии, только оценки увиденного у нас часто не совпадают.

Во Флоренции всё величие, всё гений, всё страсть, всё край; здесь же (в Болонье) всё только середина, только талантливость, только восприимчивость, только благоразумие.

Так вот края во Флоренции оказалось через край. Через край бензина, столько же китайцев, столько же обалдевших от обилия цифр и фактов экскурсионных групп, разрывающихся между желаниями запечатлеться на фоне и не отстать от яркого зонтика гида. Мало было только одного воздуха! Воздуха Италии. Возможно, Флоренцию во Флоренции есть шанс увидеть ранним холодным зимним утром (это будет застывшая Флоренция), или в проливной дождь (это будет мокрая Флоренция), но в сезон и хорошую погоду Флоренции нету! Почему маленькая и тесная историческая часть города открыта для личного транспорта, мы не поняли. В Болонье гораздо большая ZTL, а значит, и количество жителей, которым разрешено ездить, но машины не мешают. По ZTL Феррары не ездит никто. А непрерывно снующие рейсовые автобусы, которые не дают спокойно встать и рассмотреть что-либо выше уровня первого этажа? А их запах! Ребёнок сказал, что его укачивает.

Italy

А ещё мы оказались недостаточно организованы для Флоренции. Там существуют единые билеты для посещения музеев, их можно купить через интернет на семью из 4-х человек билет стоит всего 100 евро и действителен до конца календарного года. Но тогда мы об этом не знали. Поэтому теряли и теряли время там 10 минут, здесь 15 минут то найти кассу, то постоять в неё. А при этом монастырь Сан-Марко, например, закрывается в 13.00. Совсем расстроило посещение базилики Сан-Лоренцо. Капелла Медичи извините, закрылась сегодня раньше, библиотека сейчас не работает. Фотографировать нельзя, купите открытку в booking-office, ах, он тоже закрыт? тогда скузи. И почему не предупреждают, что всё закрыто? Итого, в результате выясняется, что вы больше НЕ увидели, чем увидели из того, что планировалось. Но что это я всё о плохом? Конечно, кое-что посмотреть удалось.

Italy

Если бы мы просто перетекали вместе с толпой от одной главной достопримечательности к другой, пытаясь увидеть ВСЁ, кпд вышел бы бОльшим. Только неизвестно, что бы запомнилось. Да и все ноги бы нам оттоптали. Ещё весной, перед поездкой, включавшей Рим, я выработала свою концепцию осмотра больших городов. Все клише отметаем сразу, если сложится когда-нибудь увидеть Ватикан и Уфицци увидим. Для подростков поколения on-line это не принципиально. Не нужны им нагромождения имён и дат, фигуры и завитушки, плывущие по волнам человеческих голов сквозь вспышки фотоаппаратов. Есть такая вещь выставка одной картины. Это может быть полотно Гойи, привезённое из Америки и выставленное в пустом зале, а может быть одна фреска Перуджино в сельской церкви в итальянской глубинке. Но суть в том, что одинокий образ запечатлевается в памяти навсегда, он уже не спутается ни с какими другими. Помнится, в детстве мы ходили по Эрмитажу с каким-то удивительным путеводителем, предлагавшим зафиксировать внимание лишь на дюжине экспонатов. Я помню их все до сих пор и, попадая туда, сразу ищу как старых друзей. Конечно же, выбирать надо то, что вам ближе. Наших детей всегда привлекают технические подробности типа как такое сделали, ну и всякие тайны, конечно. Фанатичной любви к живописи у них нет. Можно ещё зацепиться за часто повторяющийся сюжет или автора. Тогда всё мероприятие обретает характер поиска, а не просто ходьбы. А целью становится - не увидеть как можно больше, а унести в себе что-то твоё собственное и навсегда.

Italy

Самое тёплое впечатление осталось от Санта-Кроче. Может, это потому, что мы ещё не успели там погрузиться в толпу. И ещё там были волхвы Таддео Гадди, ученика Джотто. И их даже можно было сфоткать. Так что номер два в коллекцию. Здесь нет Вифлеемской звезды, как в той фреске, что в Падуе, где сам Джотто изобразил в образе звезды комету Галлея, пролетавшую над Землёй как раз в 1301 году.

Italy

Ещё в Санта-Кроче находится кенотаф Данте. Не получила Флоренция своего великого сына. Не поняла, с кем имела дело, думать надо, когда выносишь приговоры.

Потоптавшись вокруг Дуомо, направились к Палаццо Медичи-Рикарди за волхвами Беноццо Гоццоли. Здесь уже совсем другая идея и воплощение. Времена аскетизма канули в Лету. Шествие троих царей похоже на выезд двора Медичи на пикник. Фреска и вправду изображает представителей этой семьи, которые состояли во влиятельном флорентийском религиозном братстве Троих волхвов, а также их современников. Ежегодно в день Троих царей во Флоренции устраивалось костюмированное шествие. Самое чудное во фресках капеллы чувство весны, праздника и радости жизни. Капелла звучит.

Фотографировать категорически нельзя тётенька сидит в боковой комнатке и строго зыркает на входящих. Пожалуй, сошлюсь на интернет: http://www.youtube.com/watch?v=X5zJpqOeCiA&feature=player_embedded

Но всё равно буду считать их номером три.

Дальше вышло два прокола волхвов Фра Анжелико в Сан-Марко и Гирландайо в музее Ospedale degli Innocenti мы не увидели, так как закрываются в 13 и 14 часов соответственно. Причём не на сиесту, а совсем. Свинство какое-то.

Italy

Сам Ospedale не что иное, как первый в Европе приют для сирот. Основан он как дань памяти невинным младенцам, уничтоженным по велению Ирода. В левом углу портика здания сохранилась старинная дверь, через маленькое окошечко в которой непутёвые мамаши могли подкинуть своё несчастное чадо. Последняя дверца, работавшая по назначению вплоть до 1875 года, находится в другом месте.

Italy

Мы ещё побродили по центру Флоренции, заходили в другие храмы, но как-то без энтузиазма. Поднялись на Пьяццале Микеланджело, но даже не дождались заката, и поехали обратно. Это был не наш день.

Видимо, всё зависит от того, что вы ищите. За неделю в итальянской деревне об Италии вы узнаете больше, чем за неделю во Флоренции. Город-музей место на любителя. Ренессанс прекрасен, но это лишь несколько фрагментов паззла под названием Италия. Если у вас мало времени, я бы не советовала тратить его на флорентийскую толкучку. Однако я надеюсь ещё вернуться во Флоренцию. Я очень люблю Боттичелли. А ещё слишком много волхвов осталось за кадром. Только как это сделать, чтобы увидеть настоящее лицо Флоренции придётся крепко подумать.

Italy

С Болоньей всё вышло совсем иначе. Мы упали в объятья её галерей и очаровались её благоразумием сразу и навсегда. Болонья изменила наши планы. Предполагалось, что мы один раз посетим город для общего ознакомления. Но мы провели там два с половиной дня, а хотелось ещё больше. Пришлось пожертвовать и Моденой, и Каноссой с другими замками Матильды Тосканской в придачу. Конечно, многое зависит от времени года. Болонья расположена далеко от моря и вся одета в камень. Говорят, что летом там находиться невозможно, и сами болонцы стремятся покинуть город. В ноябре же в город прокралась осень, окутала его серебристой дымкой тумана, приглушив звуки, туристов не было вовсе, и весь город был наш.

Внутри бульварного кольца, проходящего на месте несуществующей уже городской стены, расположен старый город невероятно цельный и уютный. Это ZTL зона ограниченного движения автотранспорта. Припарковаться придётся около одной из двенадцати Porte городских ворот. И уже пешком вы ныряете в сеть, сплетённую из тридцати шести километров затягивающих сводчатых галерей.

Italy

Вечерних

Italy

Утренних

Italy

Строгих и элегантных

Italy

Демократичных и потрёпанных

Italy

Прямолинейных

Italy

Извилистых

Italy

Предоставляющих выбор

Italy

И просто красивых.

Галереи города связывают его в единый организм, по ним струится кровь Болоньи поток энергичных, веселых и деятельных людей, в большинстве своём молодых. Болонья - город студентов. Самый живой из всех итальянских городов, которые нам довелось повидать. Да к тому же итальянцы ещё и красивы en masse.

Italy

Оказывается, это очень здорово видеть вокруг себя улыбающиеся красивые молодые лица и ощущать транслируемую ими в пространство радость жизни. Чего мы, к сожалению, лишены в родной стране. По тревожному выражению глаз и вымученной улыбке наши узнаваемы в любой заграничной толпе. Поэтому полезнее отдыхать там, где русских нет.

Italy

Одна из визитных карточек Болоньи её башни. Конечно же, падающие. В средние века башен было больше сотни, одно из многочисленных прозвищ Болоньи было Ла Турита - окружённая башнями. К XX веку почти все башни были разрушены из-за городских реконструкций и землетрясений. На сегодняшний день сохранились две Азинелли и Гаризенда. Торре Азинелли достигает 98 метров в высоту, и, если вы готовы преодолеть 498 ступеней, то сможете взглянуть на Болонью сверху.

Italy

Гаризенда стоит совсем рядом, построена она в 1110 году, но в XIV веке почва под ней стала проседать и башня наклонилась почти на три метра. Поэтому в 1360-м её макушку укоротили на 13 метров во избежание падения.

Italy

Болонцы так любят свои башни, что это отразилось и в концепции рождественского презепе.

Italy

На площади Сан-Стефано расположено одноимённое аббатство. Когда-то комплекс включал семь церквей, объединённых под одной крышей, но сейчас сохранились лишь четыре. Датируются постройки V IX веком. Строительство одной из базилик относят ко времени первых христианских поселений Болоньи. В крипте базилики Гроба Господня покоятся мощи Святого Петрония, покровителя Болоньи. Мрамора в Болонье вы почти не найдёте, но здесь хорошо видно, какие чудеса при желании можно сотворить из обычного кирпича.

Italy

В базилике Святой Троицы находится деревянная скульптурная группа Поклонение волхвов, выполненная в конце XIII века. Это старейшая в мире деревянная композиция-вертеп, составленная из полноростовых фигур. Мастер, выполнивший её, неизвестен, а раскрасил фигуры болонский художник Симоне деи Крочифисси в середине XIV века, он же добавил статую Святого Иосифа. Вот и деревянные волхвы теперь у меня есть, под каким там номером? Кажется, номер четыре.

Italy

А напротив Сан-Стефано один раз в месяц случается блошиный рынок. Нам повезло, мы оказались там в правильные выходные. Давно я хотела посмотреть, что это такое. Надо сказать, затягивает.

Italy

Немножко смешно, немножко грустно. Кажется, что прошлое продолжает где-то существовать, что мы сами уходим туда гораздо более крепкими корнями, чем может показаться на первый взгляд. Стоит всё недорого, кое-что понравилось, но природная брезгливость не позволила ничего купить.

Italy

От ворот Porta Saragozza на юго-запад из старого города ведёт дорога на Colle della Guardia или Караульный холм. Поднимаясь на 289 метров над уровнем моря, она заканчивается у Santuario della Madonna di San Luca. Чудотворная икона Богоматери находится там с 1150 года, принято считать, что это одно из изображений Божьей Матери, написанное Апостолом Лукой. Реально такие иконы являются списками с древнейших образов, но, по традиции, им принадлежит слава и почитание первообразов. На холм можно въехать на машине или на специальном паровозике, но это если вы уж совсем не ходок. Правильнее всего подняться туда пешком. Потому что дорога к Святилищу длиной 3796 метров это, во-первых, паломническая тропа (даже часть грехов прощается католикам за это восхождение), а во-вторых, это самая длинная в мире крытая галерея из 666 арок.

Italy

До арки с номером 320 дорога представляет собой обычную болонскую галерею крытый тротуар. Затем она делает красивый изгиб над дорогой, переползает на другую сторону и далее перестаёт быть городской улицей.

Italy

Галерея становится беговой дорожкой для болонцев, бегающих от инфаркта, лишнего веса (или, может, лишних грехов). Основная публика здесь - граждане в спортивной форме. В одиночку, а чаще парами, они сосредоточенно одолевают подъём.

Italy

Всё выше и выше, к вершине холма. Мы не бежали и поднялись без труда, но летом, наверное, тут становится жарко.

Italy

Церковь Мадонны ди Сан-Лука, конечно, была многократно перестроена. То, что мы видим сегодня, датируется 1751 годом.

Italy

Обратная дорога проходит в ритме болтовни и расслабления. Те, кто недавно карабкался в гору, обливаясь потом, теперь идут прогулочным шагом и тараторят в лучших итальянских традициях. Дорога длинная, можно успеть обсудить все новости.

Italy

И вот вы снова на городской улице со всеми её соблазнами. Привет грехам и килограммам!

Italy

Центр старого города Пьяцца Маджоре. Здесь находятся несколько прекрасных палаццо, фонтан Нептуна работы Джамболоньи и, конечно, Кафедральный собор Святого Петрония. Тот самый, который пятый по величине в мире.

Italy

К сожалению, со стороны фасада он был весь замурован в леса. Обратная его сторона выходит на Пьяццо Гальвани, там и памятник стоит этому товарищу, причём, с беднягой-лягушкой в руках.

Если речь заходит о Сан-Петронио, то всегда первым делом рассказывается история об изображении пророка Магомета в аду и исламских радикалах, грозящих терактом, если изображение это не будет уничтожено. Но фреска Джованни да Модены, которая в точности по Данте рисует рай и все круги ада, находится в капелле, которая называется Капелла магов. Самое лучшее в ней как раз именно противоположная стена, где история волхвов рассказана в картинках, да так волшебно, что, пожалуй, это лучшее воплощение моего любимого сюжета, которое я пока что видела. Эта капелла единственное место, где надо платить два евро за вход, но в придачу вам дадут аудиогид. Что касается Рая, то, по выражению моего мужа, он похож на лекторий, а вот Ад так отвратителен, что недавно съеденное мороженое стало у меня проситься обратно. Но, наверное, так и должно быть, ведь фреска имела воспитательное значение. Магомет, терзаемый демоном, там действительно есть, худой такой растрёпанный старик, единственный не абстрактный грешник на картине, жалко его. Интересно, что на тот момент, когда писалась фреска (1412 год), ислам был ровно вдвое моложе христианства. А собор, действительно, охраняется военными.

Джованни да Модена совсем забытый художник. Даже найти я про него ничего не смогла. Ну да ладно. Главное, что Путь волхвов оказался той картиной, которую я искала в этот раз. Та - означает отсутствие барьера в шестьсот лет между тобой и изображением. Почему именно эти волхвы, а не все другие? Не знаю, живопись странное искусство. Моё любимое искусство.

Нет у меня фото, там было запрещено, а капелла маленькая, не спрячешься. Нашла в интернете фотографию стены, где изображена вся серия Путь волхвов, Поклонение - слева внизу.

Взяла его вот здесь: http://www.cinellicolombini.it/

А себе купила открытку и рассматриваю теперь, вспоминая, как это было в реальности. Вот, Иосиф, например. Наверное, тяжела миссия, неожиданно свалившаяся на его старую голову. Троих магов сразу ум отказывается принять, слишком много пришлось пережить ему за последние дни уснул, бедняга, фляга под рукой. Богоматерь совсем иконографична, удивительно выделяется она среди действующих лиц, здесь уже предвосхищена её небесная корона. Пара - Младенец и старший волхв самая динамичная группа. Кожа младенца такая нежная и живая, будто это не штукатурка шести веков, а тёплый шёлк. И как трепетно старик тянется к нему для благословения, просто дрожит Пастухи здесь тоже есть, они смущённо внимают ангелу. Парочка волк и лиса, отвернувшись от беспризорного стада, стоят у края скалы и смотрят то ли на странного зверя верблюда, похожего у да Модены на дракона, то ли на удивительное человеческое дитя. На редкость целостна композиция этой картины. И этот потрясающий глубокий синий - чернота ночи! Прохлада ночной пустыни. Вот так, именно так всё и было тогда Такие вот они, волхвы под номером пять.

 

Natalia Berezina
2013

 


 

  18.01.2014
.2- !


Name:


Type your comment here:




  

New Windows Desktop. Free downloads!

Customize your Windows Desktop!

Talisman Desktop - replaces the standard Windows Desktop through the creation of a new interface of any complexity. Talisman is capable of making your computer unique and completely responsive to your needs as a user. Hundreds of free Talisman themes are available for downloading!

  

Copyright 2005- 2017  Brodyaga.com  Contacts . All photos,wallpapers,texts,maps are free for a personal use only. For a public professional or commercial use please contact Authors directly.