Travel Stories  |

. . ( 4: )

Author:  Natalia Berezina         Date Added: 09.12.2013     Language: Russian

 

Италия. Осень продолжается. (Часть 4: Дельта По)

Равенна

Бывают города-мужчины, а бывают женщины. Род зависит не от названия, а от того, как город прикасается к тебе ветерком на перекрёстках, как смотрит своим небом, как поворачивает тебя своими улицами, как пахнет Болонья, Милан, Бари, Флоренция это города-мужчины, Венеция, Генуя, Феррара, Рим женщины. А Равенна самый женственный из городов-женщин. Она напоминает изящную седую даму, которая, не снимая своих кружев, пережила все революции и войны и с лёгкой улыбкой смотрит в прошлое, оставаясь выше суетности дня текущего.

В Равенну все приезжают за мозаиками, исчезнувшим теперь искусством. История раннего христианства здесь осязаема как нигде. Проблема в том, что одного дня на все достопримечательности Равенны не хватит, хоть город и невелик. Хочется не скакать галопом, а не торопясь осмыслить увиденное, отвлекаться от шедевров на простые сиюминутные радости в виде магазинчиков, безымянных улочек, мороженого Поэтому мы решили, что будем смотреть не всё, ничего не поделаешь.

Italy

Как описать мозаики Равенны? К сожалению, это невозможно сделать. Ни один фотоаппарат не передаст и десятой доли реального эффекта. В храмах не темно, но для фото таких объектов, как мозаичное многоэлементное изображение, света недостаточно. Фото со вспышкой (если бы это было разрешено) вообще убьёт эффект объёма и чудесного свечения. Так что это надо смотреть только глазами. Потрясающе, что всё сохранилось по прошествии полутора тысяч лет. Сколько грабили и рушили Равенну - франки Карла Великого вывезли в Ахен даже колонны и статую Теодориха, войска Людовика XII в 1512 году разграбили и подожгли её, союзники бомбили во Вторую мировую, но это чудо выстояло. Разломать, чтобы унести с собой, можно было, только выламывая кусками своды очень трудоёмкий процесс.

Начали мы с Сан-Аполинаре-ин-Классе.

Italy

Для того, чтобы лучше осознать, с какой древностью вы имеете дело здесь, в Равенне, стоит вспомнить о тех процессах, которые могут выступать самым крупномасштабным мерилом времени о процессах, меняющих лик Земли. Во времена римского императора Августа местечко Классе, а точнее, Классис (Civitas Classis город флота), было главным римским портом в Восточном Средиземноморье, так как имело хорошо защищенную лагуну и удобное побережье, и одновременно - хорошую связь с городами полуострова. Здесь стояли особняки, храмы и доки. Но река По несла ил и песок, и береговая линия отодвигалась на восток. Уже в шестом веке на месте римского порта росли яблони. Базилика была заложена в первой половине шестого века.

Italy

Теперь море ушло на семь километров и Сан-Аполинаре-ин-Классе возвышается посреди широкой равнины. Храм сложен из тонкого длинного кирпича (48 на 4 см), сцементированного раствором, дающим белую полосу. Смотрится очень красиво, мне понравилось больше мрамора, не люблю его роскошь. Мощи покровителя Равенны и всей Эмилии-Романьи Святого Аполлинария находятся в главном алтаре, сохранившемся с древних времён. В центре мозаичной композиции апсиды изображён райский сад и Святой Аполлинарий в нём. Белые овцы олицетворяют его паству.

Italy

Мозаика сделана из кусочков смальты, сияющего цветного стекла, с добавлением золота, серебра, перламутра, полудрагоценных и простых камней. И всё это действительно сияет нежным золотисто-зелёным светом. Наше везение заключалось в том, что мы были в храме одни. Всё-таки tet-a-tet с Прекрасным это ЧТО-ТО.

Italy

Сан-Аполинаре Нуово. Её построил сам Теодорих как придворный храм своей столицы, и первоначально она была посвящена Спасителю. После завоевания Равенны Византией, когда арианские храмы перешли правоверным латинянам, церковь переосвятили в честь Св.Мартина Турского, борца с арианством. В IX столетии, когда опустевшим берегам Адриатики угрожали варвары, мощи Св.Аполлинария были временно перенесены сюда из Классе, и базилику снова переименовали. Интересны равеннские кампанилы - их окна имеют традиционную прогрессию створок от одной снизу до трёх наверху.

Italy

Современный плафон храма относится к началу 17 столетия. Изначально он тоже был мозаичным, из-за него базилику даже прозвали Сан-Мартино с золотым небом.

Italy

Мозаики трёхъярусные. Верхний ярус изображает сцены Страстей и Чудес Христовых. На среднем ярусе оконные проёмы чередуются с изображения святых и пророков, парящих в лучах света, идущего из окон. В ярусе нижнем наблюдаются два шествия Шествие мучеников на правой стене и мучениц на левой. Направляются они к алтарю, где находятся образы Христа и Богоматери. Возглавляет процессию на левой стене ни кто иной, как троица волхвов Каспар, Мельхиор и Балтазар.

Italy

Кстати, поначалу во главе мучениц шествовали сам император Теодорих с супругой. Но, увы! Они были арианами, посему их изображениям была судьба исчезнуть, а на их месте появились волхвы. Поэтому маги как-то жизнерадостно-суетно выпирают из общего замысла. Но мне-то хорошо теперь у меня есть Маги-мозаика номер шестой в коллекции.

Italy

Базилика Сан-Витале построена в духе византийском, постройка восьмиугольная, с могучим куполом и подкупольными нишами. Мозаики сохранились только в алтарной абсиде и пресвитерии. Можно представить, каково было зрелище, когда мозаика покрывала весь купол!

Italy

Фрески на потерявшей мозаики поверхности появились позже, в 1780 году, в результате работы художников болонской школы. Эффект мозаик Сан-Витале обеспечивается изогнутыми поверхностями стен и потолков.

Italy

Размещённые не на плоскости кубики смальты искрятся и переливаются различными оттенками цвета. Имея неправильную форму, они отражают свет под разными углами, создавая мерцание.

Здесь мозаики более заковыристые, многосюжетные и пёстрые. Это влияние Византии. Про искусство Византии Муратов пишет так: Когда мы пробуем проникнуть в красоту Византии, нас поражает её крайняя сложность. В ней нет ничего простого, природного и свободного, ничего, что далось бы человеку легко, вместе с воздухом полей, светом солнца и шумом горных рек... Это самое комнатное, самое искусственное из всех искусств Под тяжким давлением византийской государственности человеческие способности бесконечно изощрялись и раздроблялись, уходили на подробное и мельчайшее.

Italy

Присутствуют в базилике и два исторических портрета императора Юстиниана и его жены Феодоры. Не знаю, есть ли здесь портретное сходство с самой знаменитой женщиной византийской истории, но, наверное, это самый старый женский портрет, не считая фаюмских, который мы видели 15 веков! Мозаика этого портрета - как бы отдельная картина-ковёр. Кажется, что если протянуть руку и погладить его, то под пальцами ощутишь тёплую стриженую шерсть.

Italy

На своде пресвитерия изображён главный христианский жертвенный символ апокалипсический Агнец, венчающий мироздание. Освещён свод лучами света, льющегося из окон купола. Неравномерность освещения создаёт эффект многообразия оттенков. Потрясающе! Думаю, сейчас никто не смог бы такое повторить, никакой компьютер не рассчитал бы.

Italy

Византийская резьба на капителях каменное кружево.

Ещё раз скажу, что фотографии жалкое, плоское и бесцветное отражение того, что существует в реальности.

Italy

Бок о бок с Сан-Витале стоит каменная избушка, пожалуй, самое роскошное из хранилищ такого чуда, как равеннские мозаики. Строение ушло в землю на полтора метра. Это ранняя купольная постройка с неявным латинским крестом в основании, содержащая внутренний купол на парусах, который не просматривается снаружи. Здание это мавзолей Галы Плачидии - дочери, сестры и матери императоров. Только Галы там нет, она покоится в Риме в семейной усыпальнице рода императора Феодосия в базилике Святого Петра. А здесь находилась лишь молельня-капелла.

Italy

Переступая порог, вы попадаете в другую реальность то ли космос, то ли небеса. Эти мозаики созданы всего через сто лет после того, как христианство стало официальной религией, тогда каждый христианин ещё мог прикоснуться к небу самостоятельно. Их исполнение относится к 450 году, а, значит, они самые древние в Равенне и являются работой итальянских мастеров. Никакого византийского влияния. Разноцветность здесь узор на общем фоне, а не пестрота восточного ковра.

Italy

Мозаики расположены в верхней части храма. В центре свода - символ победы над смертью, крест. Символы евангелистов вращаются вокруг него.

Italy

Христос Добрый Пастырь с крестом как знаком триумфального шествия христианства.

Выходя оттуда, ощущаешь, что ты - то ли вдохнул слишком много воздуха в восторженных вдохах, то ли чуть оторвался от власти земного притяжения, побывав так близко к небесам, но ощущение лёгкости, блаженной эйфории не покидает потом довольно долгое время, на лице возникает беспричинная улыбка и даже не хочется пирожных.

Italy

Чтобы по прошествии времени верилось, что ты действительно побывал здесь, нужно закрепить впечатление купить изделие из мозаики. Ещё дома я нашла в интернете адрес мастерской, где делают эксклюзивные вещички. Но то, на что я положила глаз, к моему великому огорчению, уже было продано. Это был портрет Мардж Симпсон в образе вермейеровской Девушки с жемчужной серёжкой - работа, полная, с одной стороны, юмора, а с другой той самой неповторимой синевы итальянских мозаик. Пришлось ограничиться вазочкой.

Italy

Для желающих приобщиться к искусству изготовления мозаики, в мастерской можно купить все ингредиенты смальта всех оттенков (на вес)

Italy

и стеклянные палочки с объёмным рисунком, которые нарезаются поперёк и составляют композицию, перемежая кусочки смальты. В Равенне мы обнаружили Государственный институт искусства мозаики. Наверное, готовят реставраторов и искусствоведов. Ну а троичники пойдут продавать сувениры туристам. Находится институт на улице с интересным названием улица Пьетро Алигьери, первенца Данте.

Italy

Ну а самому великому отцу посвящена небольшая мемориальная зона Zona Dantese, сложившаяся вокруг его мавзолея. Конечно, поэт заслуживает памятника гораздо больших масштабов. Но равеннцы всегда любили своего Данте. После неудачного участия в политической борьбе во Флоренции, проскитавшись пятнадцать лет, Данте получил приглашение от правителя Равенны, где среди друзей и поклонников провёл последние годы своей жизни, закончив Божественную комедию. Умер он, так и не увидев родную Флоренцию, 14 сентября 1321 года. В 1519 году Микеланджело упросил папу Льва Х вытребовать прах поэта, но гроб приехал во Флоренцию пустым, монахи-францисканцы спрятали останки. Второй раз их прятали от наполеоновских декретов по секуляризации и в третий в 1944-45 годах, когда Равенну бомбила англо-американская авиация. Нет покоя бедному Данте.

Italy

Флорентийцы лишь заправляют лампадку в мавзолее. Каждый год в сентябре, когда в Равенне идёт Дантов месяц, из Флоренции прибывает костюмированная делегация гонфалоньеров с оливковым маслом. А на годовщину смерти в церкви Святого Франциска служат заупокойную мессу.

Italy

В довершение мы хотели ещё добраться до места, любимого Данте и воспетого им в Божественной комедии - Пинеты, соснового леса между городом и морем. Там поэт любил гулять в последние годы жизни. Конечно, всё давно изменилось, сосны не те и колючий подлесок такой густой, что не пройти. Но всё же приятно помечтать, что, может, птица пела для Данте на той сосне, чья шишка стала прародительницей дерева, под которым сейчас стоим мы.

 

Комаккио

Italy

Далее наша дорога вела на север через мокрые земли, называемые Парком Дельты реки По. Это 52 000 га территория, по которой, меняя своё разветвлённое русло в течение веков, протекала По. Ландшафт дельты ассоциируется не с Италией, а скорее, с Голландией самые настоящие дамбы, польдеры и каналы между ними. Всё это объединяется под названием Valli di Comacchio. Болотистая низина отделяется от моря широкой дюной из дельтовых отложений. Земли эти лежат ниже уровня моря и продолжают опускаться из-за откачки грунтовых вод. Раньше здесь занимались рыболовством. Для рыбалки использовались лаворьеры свайные конструкции, позволяющие ловить рыбу, преимущественно, угря, во время её миграции в море. При Муссолини болота были осушены и возникли сельскохозяйственные угодья, каналов же осталось не так много. Земли эти являются также заповедником, где обитает 280 разновидностей птиц.

Italy

Городским центром этого района является рыбацкий городок Комаккио. Он расположен на тринадцати островках, соединённых мостами. Раньше Комаккио имел свой порт и даже флот, конкурировавший с венецианским в контроле за Дельтой.

Italy

В Комаккио сейчас есть музей Римских кораблей, старинная рыбная лавка и несколько симпатичных памятников архитектуры. Например, Трепонти, состоящий из пяти лестниц, заканчивающихся площадкой из истрийского камня. В городке пахнет рыбой как сырой, так и жареной.

Но главная археологическая находка в этих местах была сделана в процессе работ по мелиорации в 60-е годы ХХ века. Потерянная Венеция этрусков Спина. Античные авторы дружно упоминали о ней, но следов города никто не мог найти. В IV-III веках до н.э. Спина была главным портом Адриатики, но со временем река По всё больше отдаляла Спину от моря своими наносами и к I веку н.э. расстояние составляло уже 15 километров, Спина превратилась в рыбацкую деревню. В XII веке По прорвала дамбу, русло её переместилось на север, и на месте Спины образовалась болотистая низина с осевшей на дно почвой. Спина исчезла бесследно. В 1919 году началась мелиорация земель южнее Комаккио, агрономы начали копать и сразу наткнулись на древние гробницы. К 1935 году было открыто более 1200 гробниц с предметами как этрусской, так и греческой, и египетской культур признак того, что место было портовым городом. К 1954 году был найден ещё один некрополь под метровым слоем ила, но не было самого города. Уровень воды был слишком низок, чтобы вести поиск с лодок, но и в сапогах ходить было нельзя засасывало в ил. Археологи использовали брандспойты, вымывая предметы на поверхность, или перемещались на четвереньках, привязывая к рукам и ногам лыжи, но их достоянием становились предметы из захоронений, города не было. Лишь аэрофотосъёмка, проведённая для мелиорации, показала, наконец, очертания древнего города площадью три квадратных километра с каналами, кварталами и площадями. В первом же раскопе были обнаружены деревянные сваи, вбитые в илистую почву до твёрдого грунта, что подтверждало это была Спина. Раскопки продолжаются и сейчас. Все находки передаются в Национальный Археологический музей в Ферраре.

Края эти так интересны с познавательной точки зрения, что времени на их изучение нужно отводить гораздо больше, чем было у нас. Ужасно жалею, что не увидели Спину и не доехали до Аббатства Помпоза, родины современной нотной грамоты. Пожалуй, столько неуспетого у нас ещё никогда не оставалось.

 

Феррара

Italy

Помните такую песенку: Уехал славный рыцарь мой пятнадцать лет назад? И дальше А с башен время сыплет звон: дин-дон, дин-дон, дин-дон... Так вот это про Феррару. Это город давно уехавших рыцарей. Правда, первый из них, Святой Георгий Козимо Туры из музея Кафедрального собора, покровительствует городу и сейчас. Почти верится, что драконы водились прямо тут, в Ферраре.

Italy

Ещё Феррара город велосипедов: бабушки и дедушки, с сумками и с детьми, по одному и по двое жители Феррары предпочитают передвигаться именно на этом виде транспорта.

Italy

Ну, и наконец, Феррара это город династии Эстенсе. Род Эстенсе получил власть над городом в 1264 году и лишился её в 1598. Именно на этот период пришёлся расцвет Феррары. Она стала культурным и театральным центром, создала свой Университет, принимала Вселенский Собор. А двор Феррары первый и старейший двор Италии стал прообразом королевских дворов Европы последующих столетий.

Замок Эстенсе лицо Феррары. Строился он, начиная с 1100 года, и до окончания правления Эсте. В нём имеются подземные темницы, башня с часами, апельсиновый сад на крыше и просторные светлые залы с богатыми росписями на совсем не религиозные сюжеты.

Italy

Например, женские гребные гонки во рву вокруг замка в честь визита Папы.

Все стены и потолки оклеены паутиной скотча. Она прикрывает трещины в штукатурке, возникшие после землетрясения 2012 года. Найдутся ли когда-нибудь деньги на реставрацию? Кстати, во всех помещениях на местах, где обычно висит план эвакуации при пожаре, в Ферраре висят схемы отхода в случае terremoto, землетрясения. Самое ужасное землетрясение произошло здесь в ноябре 1570 года, когда обрушилась часть стен и башен. Причём лёгкие колебания ощущались ещё четыре года спустя. По описанию хронистов того времени, катаклизм сопровождался пролётом комет, наблюдались атмосферные вихри и красный цвет неба, а река По остановила своё течение.

Italy

Возведение Кафедрального собора Святого Георгия датируется 1135 годом. Фасад у него впечатляющий, хотя и довольно простой.

Italy

С южной стороны собора располагается главная площадь Тренто Триесте. Вдоль стены идёт галерея Торговых рядов. Колокольня, спроектированная в 1412 году, осталась незаконченной.

Внутри собор был перестроен в 1710 в духе того времени. Поэтому первое впечатление какое-то неопределённое слишком большой и тёмный. Только справа от входа находится интересная капелла, внутри алтаря изображение Богоматери, датируемое восьмым веком.

Совершенно бездарно и непростительно мы потеряли время на покупку костюма примерка, выбор рубашек-запонок, возвращение за подшитым изделием и два часа долой. Поэтому не успели ни прогуляться по городской стене, ни посетить Археологический музей и дворец Скифанойя. Но мне даже начинает нравиться, когда остаётся что-то на неопределённо-отдалённое потом, пока точка не поставлена, возвращение возможно. Посидели в кондитерской перед Собором, а также попробовали и прикупили для подарков сладкий специалитет Феррары пампапато, что-то вроде рождественского пряника ручной работы с необычным орехово-апельсиново-шоколадным нутром, залитого толстым слоем шоколада.

Italy

А также совершили прогулку по самой длинной в мире (2 км) средневековой улице Via delle Volte, улице Сводов. Мостовым и стрельчатым аркам более семисот лет. Хотя сама улица существует уже тысячу лет.

Ну, и напоследок, Муратов о Ферраре. Феррара один из умерших городов Италии, как Пиза, Равенна, Венеция. Но Равенна умерла уже слишком давно, её мавзолеи окружены теперь суетой провинциального зажиточного городка. Пиза и Венеция живут полужизнью вокруг своих прославленных памятников, превращаясь в города-музеи. Ни один из этих городов не представляет в такой полноте, как Феррара, благородного зрелища естественного умирания вещей, в которых некогда воплощались человеческие верования и способности. Феррара умолкла
Может, он и прав. Феррара покоится сейчас в самом почётном из пантеонов в списке ЮНЕСКО. Однако недавно именно Феррара выступила с инициативой 100 итальянских городов, основная задача которой познакомить людей с городами Италии, затерявшимися в закоулках истории. Так что, может, всё начинается заново? Ведь никто не знает, в какой именно момент приходит Эпоха Возрождения.

Natalia Berezina
2013

 


 

  18.01.2014
,,, !


Name:


Type your comment here:




  

Alteros 3D. Digital Photo albums software. Free downloads!

Download image viewer for your digital photo collections!

Alteros - digital photo manager with customizable interface. The program allows viewing any graphical files, digital photos, 3D files, DVD and video, HTML and many other formats!

  

Copyright 2005- 2017  Brodyaga.com  Contacts . All photos,wallpapers,texts,maps are free for a personal use only. For a public professional or commercial use please contact Authors directly.