Travel Stories  |

. I. .

Author:  Natalia Berezina         Date Added: 27.06.2015     Language: Russian

 

Вернувшись из путешествия, сразу начинаешь наводить порядок. Нужно разложить подарки по пакетикам, фотографии по папочкам, мысли по полочкам (то бишь понять, где ты, и почему ты здесь, и что из этого следует). А потом остаётся самое трудное, а может, и самое приятное поймать за хвосты и задние лапки все порхающие и шныряющие впечатления и ощущения и прицепить их к бумаге. Потому что, как говорили древние римляне, verba volant, scripta manent - слова улетают, написанное остаётся.

Никогда ещё у нас не было такой спонтанной и недопредвкушённой поездки. Вообще-то должен был состояться совсем другой вояж более длинный, более тёплый и более итальянский. Но в феврале выяснилось, что ни один из нас не сможет уехать на двое майских праздников плюс дни между ними плюс ещё два дня, прихваченные мною от жадности. Утерев виртуальную слезу, я понажимала кнопочки отмена бронирования. Билеты же, купленные на премиальные мили Аэрофлота, можно было перенести на другую дату. И тут выяснилось, что дата эта должна быть не позднее 20 июня. Ну, пусть будет хоть короткая поездка на майские, решили мы. Как бы ни так билетов за мили уже не было. Пришлось обратиться к весенним каникулам, хотя мы решили не путешествовать больше в конце марта. Всё-таки и в Европе полноценный blossom в это время гарантирован не везде, а у итальянцев даже есть поговорка Marzo pazzerello, guardа il sole e prendi lombrello, что-то типа нашего пришёл марток, надевай семь порток. Но выбора не было только отказаться от поездки вообще и потерять 120000 миль.

 

На подходящие даты были билеты только в Париж. Ну, значит - Париж! Десять лет назад мы с мужем отмечали там десятилетие нашего знакомства. Пора обновить впечатления. А дети как раз достигли того возраста, когда Париж воспринимается невербально, и можно обойтись без Диснейлэнда. Парижу мы отвели три дня, а на три других решили рискнуть и махнуть в Нормандию. Авось не будет уж очень плохой погоды, а на холод и дождь там можно нарваться и в июле. Нам повезло - погода была чудеснейшая, мы даже загорели! В общем, кто не рискует, тот не пьёт сидра.

 

Париж

Paris

Я боюсь писать о Париже. Мне не нравится то, что пишут о нём другие. Париж слишком многолик, поэтому каждый получает именно то, что запрашивает. И никогда не узнать, какой же он на самом деле, in tutto. Одно я знаю точно - Париж импрессионистичен. Импрессионизм мог родиться только здесь - яркие цветовые пятна на канве атмосферных состояний. Ну и звуки, конечно. Потому что стук лошадиных копыт по брусчатке или мурлыканье шарманки звучат с их полотен совершенно явственно А запахи! Аромат кофе, витающий над бульваром, ветер с реки Нет, про осязание тоже нельзя забывать как греет летнее солнце через кружево листвы, или как явственно чувствуешь промокшие ботинки, глядя на залитые дождём тротуары... Короче, попал в Париж отключай мозги. Просто смотри, дыши, обоняй и впитывай. Отпусти ненужное здесь аналитическое мышление и плыви по волнам улиц, пытаясь стать толерантными и непредвзятыми. И тогда, возможно, попадешь в резонанс с биением парижских артерий. В общем, ваш личный успех поездки будет зависеть от того, сумеете ли вы почувствовать Париж в себе, а не себя в Париже. А зачитывание путеводителей там бесполезно.

 

Я остановлюсь лишь на некоторых своих впечатлениях, как хороших, так и - увы! - плохих. Однако плохие проще описать словами, и может показаться, что общий итог вышел не слишком позитивным, но это не так. Я не фанат больших городов, но, если правильно отключиться от того, что тебя раздражает, то Париж чудесное место. А главное там была невероятно красивая ВЕСНА!!! С платанами в стадии пробуждения, с теплым ветром и цветущей магнолией

Для житья мы предпочитаем апартаменты, они способствуют проникновению в суть. Квартирка была маленькая, зато соседним зданием был Лувр. Поднимаясь на свой четвёртый этаж по узкой винтовой лестнице из старого кирпича и стёртого дерева, мы успевали по два раза откусить от багета, а в окне напротив угадывалась художественная мастерская.

 

Paris

Мы, туристы, портим город. Но почему-то в разных городах мы делаем это по-разному. Рим пропитывается туристами, насыщается ими, существенно не меняя своего облика, а лишь чуть-чуть разбухая. Если прибегнуть к любимой технической терминологии, то у него большой объём, высокая сорбционная способность и развитая поверхность. Рим СТОИТ, на то он и Рим. Париж, стараниями барона Османа, имеет совсем другую структуру. У него нет двориков, переулочков, да и холм лишь один. Париж лежит в плоскости, и он ТЕЧЁТ. Улицы Парижа принимают форму влекущейся по ним толпы. Но схлынул людской поток и всё застывает, возвращаясь к забытой первообразности. Париж настоящий только тогда, когда на него никто не смотрит. Можно попытаться рано утром выбраться в рассвет без макияжа и завтрака и тогда, вдруг тебе повезёт, и Париж замешкается

В противном случае ваш удел быть частью мультиэтнической, любознательной и всепроникающей толпы. За десять лет многое изменилось. Негры не продают больше каштаны на площади Конкорд. Они организуют и направляют посетителей музеев и аэропортов. Должности, может, и не очень денежные, но требующие доверия и квалификации. Арабов в центре практически не было, может, после терактов стараются не маячить. Так что неевропейцы представлены в толпе в основном китайцами. Зато уж КАК представлены!

 

Paris

В Лувр мы пошли к открытию, чтобы не стоять в очереди, но всё равно было не протолкнуться. Китайцы делают селфи у каждой колонны, на каждом повороте лестницы. Их сплочённо-суетливое передвижение ужасно тормозит, раздражает и отбивает желание проталкиваться дальше. Но чего не сделаешь ради Моны Лизы. Её нужно было показать детям обязательно. Мона Лиза дель Джокондо. Наверное, самая известная картина в мире. Конечно, вся людская река течёт именно в этом направлении.

 

Paris

С чувством радостного ожидания и мы пробрались к полотну и ужаснулись. Думаете, все эти люди хотят заглянуть в глаза самой загадочной женщины западной цивилизации? Ну, кто-то может и хочет, их не заметно. В подавляющем же большинстве они хотят сделать селфи! А-а-а!!! Когда я стояла у картины, справа от меня с этой целью сгрудилась шумная кучка соотечественников. Я и Чудо - отвратительный апофеоз потребления. Почему-то вспомнилось, как в зоопарке в Лапландии, фотографируя бархатные рожки красавца-оленя, я услышала голос позади Во, это тот, которого мы вчера ели!. А в ближайшем к нам мегамаркете довольно долго висела замечательная реклама Всё, что нельзя съесть, можно примерить. Угадали полвека назад Стругацкие со своим кадавром всё сожрёт, потребит и свернёт пространство.

Лувр расстроил, мне было стыдно перед детьми. С трудом отыскали на тёмной стене затёртую среди других картин Мадонну в гроте Леонардо, да и стали оттуда выбираться. И я поняла, что остро соскучилась по Эрмитажу. Как же великолепно развешаны там картины! Заходишь в зал и сразу понятно, куда надо смотреть, даже без путеводителя. И ещё в Эрмитаже есть гардероб и вам не надо таскать с собой сбрызнутое дождиком осеннее пальто. Интересно, а как в Эрмитаже обстоит дело с селфи?

 

Paris

Мы ушли на другой этаж и побродили ещё среди картин, в пустых уже залах. Порадовались, найдя старых знакомых - пару Венеций Каналетто, Гойю, фламандских примитивистов и малых голландцев Чуток полегчало, но настроения остаться дольше не было. Мы нашли боковую лестницу, спустились вниз, в метро, и поехали на Монмартр.

 

Paris

Что мне нравится в Париже, пожалуй, больше всего это его квартальность. Как произошла эта сепарация? Как выходит, что и сейчас, и через год, и через десять лет, да, вероятно, и через сто, как и сто лет назад, приходящие на Монмартр будут ощущать то же настроение лёгкости, испытывать желание сказать о-ля-ля и поскакать на одной ноге?

 

Paris

Монмартр лишен лицемерия. Здесь все естественно и однозначно: красивое красиво, уродливое уродливо. Париж плещется внизу и его волны затихают у подножия холма-острова, выплёскивая туристическую пену. Пена растекается и уходит в песок, остаётся только Монмартр. Со своими трагедиями и надеждами, взлётами и падениями. Если есть желание и настроение, это можно увидеть и почувствовать.

 

Paris

А с Монмартра мы шли вниз пешком. Разве возможно как-то ещё?

 

Paris

Настроение Латинского квартала это позитив и творческий поиск. Так оно и должно быть вокруг старейшего университета. Собственно, это отличительные черты интеллектуальной молодости. Таким же настроением запомнилась и итальянская Болонья, которая, по сути, вся и есть город-университет.

Мне нравится творчество Латинского квартала креатив и необывательское восприятие реальности: немного юмора, немного рефлексии и много индивидуальности. В общем-то, умение смеяться над собой один из главных критериев интеллекта. Какой же классный был там Ноев ковчег в одной из мастерских-магазинчиков! Но совсем не транспортабельный. Хотя, может, надо было попробовать.

 

Paris

Добротный, респектабельный и уютный Марэ. Со множеством музеев, дворцов и магазинов. Его не сильно коснулись перестройки Османа, поэтому можно попытаться представить, каким был Париж в 18 веке. 

 

Paris

Рядом с Нотр-Дамом есть цветочный рынок. Такие места всегда приятно посещать, а уж тем более весной. Мы пришли к открытию, когда продавцы только расставляли свой нежный товар. Зрелище это повод поразмышлять о нашем коварном климате, где то, что не замёрзнет зимой и не сгинет под укрытием в оттепель, может запросто сгореть на апрельском солнце. Везёт жителям той же Франции и Италии посади себе мимозу или камелию и любуйся, как год за годом она становится всё пышнее. Хотя чего уж там, климат - не самая большая наша беда. Так что будем любоваться, раз уж представилась возможность. Что я и сделала, заставив своих бедных мужчин тихо изнывать среди цветочных горшков. Но ничего не могу поделать, цветы это стихия, которой мне мучительно не хватало пять месяцев нашей родной серости. Правда, ещё я рассчитывала, что накануне Вербного Воскресения на цветочном рынке можно будет увидеть специальные букеты, с которыми идут в церковь в день праздника где-то я про них читала, однако ничего такого не было.

 

Paris

Но на следующий день стало понятно, что отсутствие букетов мелочь. Гораздо интереснее отсутствие прихожан в главном соборе Парижа в праздник Входа Господня в Иерусалим. Ну, не полное отсутствие, конечно, а заполненность храма лишь наполовину. Для туристов Нотр-Дам не был закрыт, и можно было обойти вокруг главного нефа, незаметно кинув взгляд на присутствующих. Возраст пятьдесят и старше, половина темнокожие, детей нет. Тоскливо.

 

Paris

Кстати, теперь я посмотрела, что освящают в Вербное Воскресенье французы это веточки самшита. Как-то нерадостно они выглядят, ветви оливы у итальянцев мне понравились больше. Ну а наша верба, собранная бабуськами по болотам, вообще вне конкуренции, хотя меньше всего похожа на исходную пальму.

Ранним утром туристов в соборе не было. Но, пока мы там ходили, изучая историю строительства и пытаясь сфотографировать витражи, проснулись японцы и, приглушённо тараторя, начали заполнять пространство. А когда по ходу службы дело дошло до причастия, они ринулись, чуть не тыча фотокамерами в лица прихожан, делать свои удачные кадры. Действительно, нельзя пускать туристов в храмы во время службы. Неужели гид не мог объяснить этим представителям иной цивилизации, чем отличается зрелище от таинства?

 

Ф17Paris

А вот наверх, на галерею химер, мы слазили с большим удовольствием красивый оттуда Париж. Правда, отстояли час в очереди. Всё-таки непонятна мне логика католической мысли. Как можно сажать этаких кошмариков на стены Божьего дома? Для защиты от злых сил? Тогда, пардон, а что они сами олицетворяют? Или же это страсти и пороки, высматривающие свою добычу? Сон разума рождает чудовищ. Тогда давно пора звонить будильнику.

Paris

Было у меня в Париже ещё одно разочарование. Маленькое и смешное, моё личное. В первое наше с мужем посещение этого города жили мы в Латинском квартале, напротив Ботанического сада. Дело было в октябре, Париж витал в лёгкой осенней дымке, а Ботанический сад цеплял поздними розами. Гуляя там, мы наткнулись на музей Галерею эволюции. Он считается одним из лучших музеев такого плана. А дети наши как раз находились на этапе обожания динозавров и иже с ними. Было так обидно! Мы решили, что не пойдём в музей одни, а обязательно вернёмся потом сюда с детьми. И вот, спустя десять лет, свершилось! После обхода Латинского квартала мы потащились в вожделенное заведение. Народу было очень много и с детьми, и молодёжь, и взрослые Н-да. Может, совсем маленьким детишкам там и будет интересно, но в целом наш Дарвиновский на два порядка лучше. Почти полная темнота и духота на трёх этажах, толпа пластиковых животных, один скелет, да и тот непонятно чей Мы посмеялись и ушли. После этого мои мужчины устроились на лавочке с wi-fi, а я пошла по саду в поисках первых цветущих экспонатов, и меня слегка скрутило. Время идёт слишком быстро. И даже роскошное дерево мимозы не утешило. Всё надо делать здесь и сейчас. Никаких потом не бывает.

 

Paris

Рано утром мы покинули Париж, и, прокатившись по Елисейским полям и через причудливый Дефанс, отправились в Нормандию. Думаю, что мы ещё вернёмся, поэтому не прощаемся.

 

Дорога к морю

Жёстких планов на Нормандию мы не строили. Слишком многое зависело от погоды. На плохую у меня были присмотрены Музей современного искусства в Гавре (там большая коллекция импрессионистов), завод по производству Бенедиктина в Фекане, и павильон с бабочками в Онфлёре. Ну, и Мон-Сен-Мишель. В хорошую погоду тратить пять часов на дорогу туда и обратно было жалко. Тем более, что суперприлив мы уже пропустили он случился за неделю до нашего приезда. Впервые у нас возникли некоторые проблемы с арендой машины. Дело в том, что если вы берёте машину менее, чем на пять дней, то пробег ограничен 250 км в день. А 750 км нам и без Сен-Мишеля хватало с трудом. Кроме того, вылет в Москву был в 16.00, а значит, сдавать машину предполагалось около 14 часов. Тогда и брать её надо было в 14.00, то есть отнять ещё полдня у Нормандии. Это нас не устраивало и мы решили не жмотиться, взять машину рано утром, заплатив за полный день, и выиграть таким образом шесть часов и 250 километров. Это было удачным решением, мы еле уложились за три дня в пробег четырёх. Всё-таки в реальности дороги гораздо более извилисты, чем на карте. В принципе, где-нибудь вам может и повезти, и принимающий машину простит вам пару экстра-часов. Но только не во Франции.

Vernon

Поехали по магистрали до Вернона, чтобы взглянуть на тамошнюю Старую мельницу (16 век), стоящую на средневековых опорах моста. Ну, а дальше как получится - Лез-Андели, Руан, аббатство Жумьеж К сожалению, усадьба Клода Моне в Живерни открывается только в апреле, туда я попасть не рассчитывала.

 

Так что знакомство со стилем коломбаж (он же фахверк) у нас состоялось именно в Верноне. Собор там тоже был очень симпатичный. Коллегиальная церковь Нотр-Дам входит в список самых старых соборов Нормандии.

 

Если рассматривать готику как концепцию пространства, в которое вливается свет, то этот небольшой храм почти совершенство, несмотря на то, что большинство витражей сильно реставрированы или являются новоделом, так как церковь была сильно разрушена бомбардировками Второй мировой. В девяностые годы 20 века мастера из Шартра Жерар Эрме и Мирей Жюто создали ансамбль из 18 современных витражей общей площадью 230 кв.м. Эрме писал: Наша профессия уникальна тем, что мы работаем со светом, который обладает определенной краской. Преобразование цвета освещением очень сложный процесс. По-моему, они справились с этим не хуже, чем средневековые мастера.

Пока я радостно бегала по первой в моей жизни коломбажной улице, прагматичный муж посетил туристическое бюро и огласил замечательную новость в Живерни уже открыто! Вот это был подарок!!!

 

Giverny

Десять километров от Вернона - и вы паркуетесь в тихой старой деревеньке, где царит особая атмосфера это храм живого искусства под открытым небом. Ах, Живерни Одна тамошняя стоянка для автомобилей чего стоит!

 

Giverny

Мы ходили по саду в стандартной для несезона компании две японочки, супружеская пара из Калифорнии и две пожилые дамы из России. То есть, считай, в одиночестве. За отсутствие туристов я готова смириться и с отсутствием глицинии и лилий. Ведь Моне видел свой сад и таким тоже! И рисовал тоже. 

 

Giverny

Вот он, Пруд весной слева картина Моне, а справа то, что увидели мы.

 

Giverny

Музей Моне великолепен. Совершенно простой сельский дом, яркий незабываемый индивидуальный стиль каждой комнаты, рука Мастера чувствуется всюду. В доме - мы одни, и фотографировать никто не запрещает! Даже муж сказал, что никогда не видел такого красивого дома.

 

Giverny

В гостиной, конечно, не подлинники, но и без этого душа хозяина оставила здесь очень глубокий след Посещение дома позволило ещё немного продвинуться вперёд в понимании не только самого художника, но и импрессионизма в целом как способа восприятия мира.

 

Giverny

В молодости успех отпуска измерялся у нас километрами музейных коридоров. Сначала это был Петербург, потом, по мере расширения горизонтов, туда добавлялись галереи других стран. С рождением детей такой вид отдыха заглох, а потом появились Горы, да и вообще природные и природно-культурные ландшафты увлекли своей способностью растворять тебя, делая частью чего-то величественного и прекрасного. В городах стало душно и музеи стали лишь эпизодами, радостными, но мимолётными. И доселе даже в голову не приходило, что эти две сущности Живопись и Природа, могут в какой-то момент слиться воедино.

 

Giverny

Вы выходите в сад и вступаете в живописное полотно, становитесь частичкой сюжета и на короткое время соединяетесь с ним единой системой цветообращения. Потом вы уйдёте, уедете далеко, но капельки крона и кобальта останутся у вас в крови и будут циркулировать там, заставляя внезапно вспоминать то белый шелк лепестков магнолии, то игру света на медных кофейниках, то причудливые па вольнорастущих тюльпанов

В принципе, увидеть много в этот день мы уже не планировали, заезжаем в Руан и к морю.

 

Руан очень хорош, но у нас как-то не сложилась полноценная прогулка. Похолодало, солнце спряталось, подул сильный ветер и, как назло, не было ни одного открытого ресторана. Всё же, пожевав багетика из супермаркета, мы посмотрели все три главных собора и коломбажный центр города. Почему-то Руан запомнился своими контрастами.

 

Мрачноватый снаружи Сент-Уэн. Но и здесь уже весна.

 

Буйное кружево пламенеющей готики церкви Сен-Маклу в обрамлении сермяжного фахверка.

 

Смертный холод атриума Сен-Маклу, древнего чумного кладбища, и изысканные лакомства в витрине напротив

 

Дряхлые стены, оживляемые новой стремительной жизнью.

 

И ещё один контраст. У этой стены южного портала собора я проторчала львиную долю времени. Какая фантазия могла породить этих химер, почему они копошатся и извиваются вокруг входа в храм? Или же это страсти и искушения, которым заказано переступать церковный порог и они ждут, изнывая, когда же выйдут их хозяева, чтобы вновь вонзить свои коготки в сомневающуюся плоть?

 

В Нотр-Дам-де-Руан в апреле 1199 года было погребено сердце герцога Нормандии короля Ричарда I Плантагенета. Но время его не пощадило истлело. Тело же Ричарда Львиное Сердце покоится в аббатстве Фонтевро, в 300 километрах от Руана.

 

Конечно, нам мечталось увидеть Руанский собор похожим на полотна Моне. Но, увы, в импрессионизме главное свет, читай погода, а её-то и не было. Но жаловаться нам грешно, следующие два дня в Нормандии нас почти всюду сопровождало солнце.

   

Natalia Berezina
2015

 


 


Name:


Type your comment here:




  

New Windows Desktop. Free downloads!

Customize your Windows Desktop!

Talisman Desktop - replaces the standard Windows Desktop through the creation of a new interface of any complexity. Talisman is capable of making your computer unique and completely responsive to your needs as a user. Hundreds of free Talisman themes are available for downloading!

  

Copyright 2005- 2017  Brodyaga.com  Contacts . All photos,wallpapers,texts,maps are free for a personal use only. For a public professional or commercial use please contact Authors directly.