Travel Stories  |

Казань

Author:  Alexander Lapshin         Date Added: 12.03.2007     Language: Russian

 

 

Вступление

KazanКак-то мне позвонил приятель и с удивлением поинтересовался, а не татарин ли я? По его ловам, моя физиономия засветилась в репортаже канала РТР о татарском празднике Сабантуй. Действительно, в свое время с друзьями побывал на Сабантуе, погуляли от души с...узбекскими тюбетейками на головах, покушали и даже поборолись. Вот только с моей пренадлежностью к татармм приятель немного ошибся - всяких кровей намешали в меня предки, но вот от Золотой Орды не досталось даже зернышка. Впрочем, так ли это важно?

Хотелось на Восток, а работа и забыты сьедали все свободное время и силы. Можно ли окунунуться в атмосферу настоящего Востока в центре России? Кто-то скажет, что стоит только прогуляться до ближайшего рынка, и будет по-своему прав. Только вот рынки не являются, истинным лицом чего бы то ни было, как и люди, там торгующиеся, не являются светилами своей нации и государства. Как-то, в Стамбуле я прогуливался с моими болгарскими друзьями, известными по рассказу “По республикам бывшей Югославии”, находящимся на этом сервере. На одной из улиц района Лалели грузился челночный автобус до Ростова-на-Дону. Десятки дородных мясистых теток, толкая друг-друга, с многоэтажным матом перетаскивали громадные баулы с дешевым ширпотребом из подвала в багаж автобуса. Болгарин Ясен, с растерянным видом заметил, что всегда считал, что русские женщины самые красивые на свете, но ЭТИ вызывают у его мужского начала банальное отторжение. Да, я ему объяснял, что челночество – это для многих единственный путь прокормить семью, что русские женщины действительно самые-самые, что не надо мерить всех по этой кучке несчастных, и что собственно сами болгары часто ездят в Турцию вовсе не с целью отдыха. Впрочем, парень лишь устало от меня отмахнулся и предложил прибавить шагу, дабы не опоздать в Айю-Софию.

К чему сей отвлеченный экскурс? Да к тому, что увидеть в центре России островок настоящего, культурного, изящного и по-европейски ненавязчивого Востока, можно в столице Татарстана, Казани. Немногие задумываются, что татарский народ, чья история исчисляется тысячелетиями, и который живет бок о бок с русскими на протяжении всей истории Руси – интересен сам по себе. Изначально это были древние тюрки евразийских степей, охватывавшие обширную область Центральной Азии и Сибири. Потом Великая Волжская Булгария, Хазарский каганат, позднее – Улус Джучи, или Золотая Орда.

Русские цари, а позднее коммунисты признавали за татарами определенную автономность и во многом не препятствовали жизни общины. Неудивительно, что подготовленный комиссией Национального собрания татар (Миллэт Мажлисы) и принятый им текст Конституции сохранил верность изначальной идее о национальной автономии тюрко-татар в составе России. Несколько позднее коммунисты приняли декрет о создании татаро-башкирской республики, который почти слово в слово повторил упомянутый текст татарской конституции. Такой вот необъяснимый большевистский либерализм по отношению к татаро-башкирам с одной стороны и жесткое гнобление национального самосознания и религии у многих других народов России с другой стороны. Впрочем, при Сталине, начиная с 30-ых годов, с культурной автономией татар было покончено и они, увы, встали в один ряд со всеми другими.

Но в упомянутом контексте интересно другое, а именно то, что татары стали одним их немногих покоренных народов, не ставшим жертвой тихой, или навязываемой извне ассимиляции. Они сохранили свой язык, культуру и религию по сей день. На этом прекращаю цитирование исторических фактов из книг – я не историк, а скорее один из путешественников-практиков. Из этого будем и исходить.

 

Поездка в Казань

KazanПутешествия выходного дня – именно так я решил назвать те свои поездки, которые соответствуют таким общим свойствам, как: краткость, близость и простота. Например, поездку во Владимир и Суздаль. Назвать-то назвал, но тут же возник вопрос, можно ли считать поездкой выходного дня полет на три дня в Сирию, или Лондон на новогоднюю неделю? Эти варианты тоже отличаются той же краткостью и простотой исполнения, что и Владимир с Суздалем. Даже еще проще, если сравнить новенький и комфортный Аэробус-320 в Лондон, и старенький Икарус до Владимира, оба из которых доставляют вас в пункт назначения за три с половиной часа. А еще знакомый до боли родной бардак, делающий любую поездку испытанием и…цивильную Европу с ее чистотой, четкостью и удобством. Итак, что есть простота исполнения и насколько важно расстояние?

Тем не менее, летать на каждые выходные за границу – совершенно неподъемно для бюджета, это грустный факт. Гораздо более реально другое - железнодорожные путешествия в стиле “ночь туда – сутки – ночь назад”. Центральная часть России представляет огромное поле для познания. Из Москвы за небольшие деньги можно отправиться в Киев, Ригу, Минск, Питер, Казань, Новгород и много еще куда. И все это вполне укладывается в субботу-воскресенье.

Казань стала нашей первой поездкой из серии “ Путешествия выходного дня”. Позднее был Брест, далее – Латвия с Эстонией. С одноименного московского вокзала отправляется с десяток поездов, следующих до, или через Казань. Время в пути 12-15 часов, в зависимости от поезда. Лично я бы порекомендовал так называемый “Столичный экспресс”, прямой фирменный поезд Казань-Москва. Он очень цивильный и в целях экономии можно поехать даже в плацкарте и все это без ущерба для собственной гигиены и морального облика.

Моя спутница Екатерина была приятно удивлена тем, что в вагонах не было пьяных и буйных господ, так часто отравляющих жизнь пассажирам. Вначале я не предал этому значения, но потом, уже по дороге назад в Москву, пришел к выводу, что сие не случайно. В целом жители Татарстана и впрямь являются более здоровой нацией, чем в среднем по стране. Это видно на улицах, в магазинах, в поездах. Возможно причиной тому более жесткие традиционные и религиозные устои, предохраняющие народ от алкоголизма и морального опущения?

Первое, что предстояло нам осуществить после выхода из здания вокзала – найти гостиницу. В близлежащем киоске мы купили карту города и определили для себя тройку гостиниц в центре: “Татарстан”, “Дуслык” и гостиница “Весна”, что возле вокзала. “Весна” оказалась неожиданно дорогой – 1500 рублей за двухместный номер, да еще и с удобствами на этаже. “Дуслык” из некогда убогого общежития тоже оскалился на нас своими ценами – аж 2800 рублей за дабл с удобствами. И, наконец, самый центральный отель города – многоэтажная башня “Татарстан”, номера в которой стартуют от 2000 рублей. Прикинув, что при таких ценах наше путешествие выходного дня по своим расходам вполне потянет на недорогой чартер в Хургаду с проживанием, мы, усмехнувшись, направились к выходу.

Тут местная тетушка интимно окликнула нас в дверях и предложила остановиться в отеле за меньшую стоимость, но без квитанции. Сколько? Тетушка предлагает скинуть цену до 1800 рублей. Ба, бабуся, вы делает нам щекотно! (с). После пяти минут торга сходимся на 1000 рублей. Это уже разговор. Не бог знает как дешево (в каком-нибудь общежитии на окраине Казани мы остановились бы втрое дешевле), зато в самом центре старой части города! Номера старые, в отличие от фасада стилизованного здания, не ремонтировавшиеся не один десяток лет. Впрочем, в этом есть свой непередаваемый шарм – ощущаешь себя командировочным эпохи трудовой юности наших родителей.

На дворе январская вьюга, но в целом довольно тепло. Еще из окна поезда я увидел купола новенькой мечети Кул-Шериф, что внутри Казанского Кремля. По моим предположениям, ориентировочно через пару часов, когда начнет темнеть, будет самое время отправиться в Кремль и сделать отличные снимки.

Весь центр Казани активно реконструируется и застраивается. Лет пять назад, когда я был тут впервые проездом, исторический привокзальный район состоял из старых, никогда не ремонтировавшихся купеческих домов. Эти здания, многие из которых можно назвать памятниками архитектуры, постепенно ветшали и разваливались. Теперь, видимо как следствие недавних празднований 1000-летия Казани, многое изменилось. Местные власти вложили немалые средства в восстановление города. Главную улицу Баумана удлинили на восток километра на два и восстановили некогда богом забытый старый район за гостиницей “Татарстан”. Ближе к вокзалу большая часть построек восстановлена.

Да, справедливости ради стоит заметить, что реконструкция идет иной раз для галочки, когда доводится до ума фасад, а само здание продолжает тихо разваливаться. Это вам не немецкие и польские города, поднятые в свое время из пепла и выглядящие как конфетки. Но рывок однозначно сделан немалый!

Ценитель старины обязательно прокатится на казанских трамвайчиках, большинство из которых образца начала 60-ых годов. Эти реликты резво катаются по улицам Казани, и существует даже туристический маршрут, кажется №1, который провезет вас через весь центр. Лично я обожаю подобные вещи. До сих пор помню почти детский свой восторг от получасовой поездке на горной узкоколейке в греческом Диакофто, или от хиджазского дедушки всех поездов, следующего по сей день из Дамаска в Амман. Увы, в этот раз мы так и не успели прокатиться на трамвае, а точнее говоря, банально забыли.

Вторая по яркости улица старой Казани – Кремлевская. Она и вправду упирается в ворота белокаменного Кремля. Несколько неожиданно смотрятся минареты мечети Кул-Шериф внутри типично русского Кремля, но это уже скорее политика, нежели архитектура. До взятия Казани Иваном Грозным тут возвышалась мечеть, которая действительно была нещадно разрушена. Кстати, я вовсе не собираюсь брать на себя роль судьи и вступать в прения на тему правильности (или неправильности) восстановления исторической справедливости. Одно точно – подобный комплекс и такое смешение исторических параллелей совершенно уникально для Европы. Вот мне и подумалось – почему бы не перенять казанский опыт и не восстановить крепость Бастилию в центре Парижа? Действительно, такой масштабный проект привлек бы миллионы новых туристов. Египетскую колонну выкинуть, или…поставить в арабском квартале Парижа (так сказать, вернуть все к истокам), Бастилии вернуть ее прежний статус тюрьмы, посадить в нее студентов выступающих против закона первого найма. Вот был бы номер! Впрочем, я конечно шучу. Вернемся в Казань.

О, Кремлевские улочки были восхитительны! К позднему вечеру стало здорово мести, завихрения мелких снежинок устремлялись в небо, а небо…оно было чистое и полное звезд. Это было супер! На этом фоне мечеть с ее синеватыми куполами выглядела мистически и нереально. Мы довольно долго любовались этими видами, после чего прогулялись до знаменитой наклонной башни, что рядом с резиденцией Президента Татарстана Шаймиева. Примечательно, что Кремль был совершенно пустынен и за исключением нас и скучающего милиционера гуляющего вдалеке никто не решился в эту погоду сюда заглянуть.

С утра следующего дня мы посетили Музей Татарстана, что напротив главных ворот Кремля. Честно скажу – я не музейный фанат. Готов получить за это град тухлых яиц и помидоров, каюсь. То есть я обожаю музеи определенной тематики – исторические, этнографические, медицинские, военные, технические. В разумных пределах люблю гигантов всемирного уровня как Лувр, Эрмитаж, Британский музей, Третьяковку. Но, не постыжусь признать, что на четвертый час посещения Лувра я начал впадать в панику. На пятый час я перестал понимать, где нахожусь, и только невероятным усилием воли сохранял внешние признаки интеллигентности. Это я к тому рассказываю, что если даже такой невежда как я не заскучал в Музее Татарстана, и получил огромное удовольствие, то этот музей действительно богат, интересен, познавателен. Рекомендую!

Из музейной тематики вспоминаю, как летом 1999 года я путешествовал по Египту в компании двух одесских евреев (что само по себе уже анекдот!) и мы в Каирской цитадели забрели в доселе неизвестный науке полицейский музей. Надо сказать, что в этот день мы уже посетили: Пирамиды, Египетский музей, базар, музей египетской армии, музей почты, музей сельского хозяйства и…уже не помню чего еще. Теперь, взмыленные от жары, уставшие морально и физически, мы искали тихое место вдали от толп туристов и памятников старины. Куда-то забрели, увидели полутемное боковое помещение, увидели в глубине стулья и туда уселись. Отдышавшись, огляделись по сторонам – мрачные потрескавшиеся стены, темноватые комнаты, узкая лестница куда-то вверх.

На стенах маленькие старые черно-белые фотографии в рамках. Какие-то усатые люди в тюрбанах с допотопными ружьями на фоне пустыни – видимо семейные фото бедуинов. Один из моих спутников заметил “Вот это я понимаю, тихое местечко – глаз отдыхает. Не то що твои фараоны, а то я аж перестал уже понимать, хде мумии фараонов, а хде араб-смотритель! А вон, кажется и клозет!”. Парень встал и направился в еще одно боковое помещение, откуда несло чем-то очень несвежим. Но через мгновение он как ошпаренный оттуда вылетел, а за ним скакал и возмущенно извивался тощий араб-смотритель дикими криками поминая всех матерей и праотцев. Наш слегка смущенный и испуганный спутник, поправляя джинсы, пояснил, что думал, что там туалет. А там оказался… Национальный полицейский музей Египта. Пусть даже и бедный экспонатами, пусть нуждающийся в ремонте со времен Салладина. И все же музей!

Но вернемся в Казань. После музея мы с Екатериной дошли до мечети и успели войти перед самым ее закрытием. Что и говорить – мечеть интересна. Огромное строение, в современном стиле и светлых тонах. Там же небольшой, но интересный музей ислама. Примечательно, что вопреки общепринятым правилам, в здесь необязательно снимать обувь, а достаточно взять у смотрителя полиэтиленовые балдахины, словно в зубном кабинете.

После мечети мы побывали в красивой Андреевской церкви, где зажгли поминальные свечи и просто полюбовались старинными фресками. Действительно большой, красивый и впечатляющий Храм.

Теперь, по логике вещей нам предстояло посещение казанской синагоги. Посетив ее, мы бы могли с уверенностью сказать, что побывали сегодня во всех храмах монотеистических религий: ислам, христианство и иудаизм. Маленькая старинная синагога была неподалеку и нас туда совершенно спокойно впустили. В противовес еврейским заведениям в других городах России, тут нет многочисленной охраны с детекторами и просматриванием содержимого ваших сумок. И думаю, что это не случайно. Среди татар никогда не было такого разгула шовинизма и ненависти к иноверцам, как в остальной части современной России. Что тоже в некоторой степени говорит о том, что татарская нация здоровее многих других россиян не только по внешним признакам, но и морально. Думаю, что некоторые мои выводы окажутся не по вкусу кому-то из читателей, но, как говорится “Лучше горькая правда, чем сладкая ложь” (с).

Магазины и торговые центры Казани имеют свою специфику. Например, в мясном отделе вы увидите отдельно лежащие продукты с зеленой надписью "Халяль", что схоже по смыслу с еврейской кашерностью и оба этих термина обозначают чистоту продукта с точки зрения религии (мусульманской и иудейской, соответственно). Иными словами, определенный способ приготовления и хранения. Кроме того много нетипичных для среднего российского магазина продуктов, особенно в кондитерском отделе. Там - рай для сладкоежек! Много десятков видов типично восточных сладостей, буквально только что вынутых из печи. Много интересного и в отделе горячих блюд. Отдельная тема - посещение ресторанов традиционной татарской кухни. Рекомендую!

 

Alexander Lapshin

All photos © Copyright Brodyaga.com

 


 


Name:


Type your comment here:




  

New Windows Desktop. Free downloads!

Customize your Windows Desktop!

Talisman Desktop - replaces the standard Windows Desktop through the creation of a new interface of any complexity. Talisman is capable of making your computer unique and completely responsive to your needs as a user. Hundreds of free Talisman themes are available for downloading!

  

© Copyright 2005- 2017  Brodyaga.com  Contacts . All photos,wallpapers,texts,maps are free for a personal use only. For a public professional or commercial use please contact Authors directly.